Собраны материалы об истории трубопроводного транспорта - стратегического вида транспорта с наибольшим объёмом грузооборота. Выставка представлена на 3-ем этаже библиотеки.
Россия — это родина трубопроводного транспорта. Впервые идею о транспортировке нефти по трубам высказал Дмитрий Менделеев в 1863 году. Знаменитый ученый разработал проект строительства трубопровода от бакинских нефтяных месторождений до побережья Черного моря, однако проект так и не был реализован.
Впоследствии, в 1877 году Александр Бари и его помощник Владимир Шухов предложили новую схему строительства трубопровода. Через год Шухов построил первый в России нефтепровод в районе Баку — протяженностью несколько километров. Начало было положено! Проект быстро доказал свою эффективность: снижение себестоимости доставки нефти было, как минимум, десятикратным. Уже в 1885 г. был сооружен новый нефтепровод длиной около 200 км. А еще через 11 лет появился первый крупный керосинопровод Баку-Батуми протяженностью 883 км.
Трубопроводный транспорт активно использовался и в Советском Союзе. Неоценимый опыт был получен в годы Великой Отечественной войны, когда прокладка временных труб решала жизненно важную задачу снабжения войск горючим. Например, через акваторию Ладожского озера в условиях боевых действий был скрытно построен подводный бензопровод, по которому в блокадный Ленинград поставлялись нефтепродукты.
Систематическое развитие системы магистральных трубопроводов началось в начале 60-х годов прошлого века после открытия крупных месторождений в Уральском и Поволжском регионах. Они стали сырьевой базой для крупнейшего в мире нефтепровода «Дружба», связавшего их со странами Восточной и Центральной Европы. Длина нефтепровода превышает 5500 км. Открытие месторождений Западной Сибири в корне изменило приоритеты трубопроводного строительства. Транспортировка была крайне затруднена: расстояние от месторождений до ближайших железнодорожных станций превышало 700 км, а период навигации в располагающихся вокруг реках был ограничен несколькими месяцами. Обеспечить транспортировку все возрастающих объемов нефти мог только трубопроводный транспорт. В результате за несколько лет были построены нефтепроводы Шаим-Тюмень, Усть-Балык — Омск, Сургут-Полоцк и др.
Представленные книги образуют содержательную историю о развитии трубопроводного транспорта и о людях, творивших историю в нефтегазовой отрасли.